Эссе - рассказ
Богатовой Веры Ивановны,
Учителя математики МОУ СОШ № 2
Муниципального образования « город Бугуруслан»
|
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
« Что может быть честнее и
благороднее,
как научить других тому,
что
сам наилучшим образом знаешь?»
Квинтилиан -философ
Однажды у М.В. Ломоносова спросили, как удалось ему за немногие годы
так много сделать. «Я никогда не считал пятнадцать минут слишком малым
временем», – последовал ответ. Не претендуя на гениальность великого ученого, я
думаю, что сорок минут урока – тоже
немалое время, особенно, если это урок математики на котором время не теряется
на пустое.
Я не знаю, чем обернутся мои
усилия в будущем. Сомневаюсь, правильно ли оцениваю прошлое. Остается взять на
себя смелость совершать поступки в настоящем. Не подвергаю сомнению одно: веру
в ученика.
И все-таки, в сомнении есть
зародыш мысли. Иногда мне кажется: наша уверенность в том, что Земля движется
вокруг Солнца, роднит нас не с Коперником и Бруно, а с теми, кто осуждал их. В
том, что принято без сомнения, утрачено самое ценное – мысль. Теорема или формула – не есть знание. Знание – есть путь к
формуле через теорему в ее доказательстве.
Начинающий учитель хочет, чтобы
ученики знали ответы на все вопросы, которые он задает. Ученик хочет, чтобы
учитель мог ответить на вопросы, которые волнуют его. Зрелость учителя – когда
его ученики не удовлетворены готовыми ответами. Зрелость ученика – когда он
знает, что сам может найти ответ на любой вопрос.
Никто не принуждает детей «идти
на штурм» недосягаемых высот. Каждый ученик сам выбирает свой путь. Я считаю,
что перед ребенком нужно ставить
высокие, но достижимые цели.
Наука может многое объяснить и
предвидеть: почему мерцают звезды, когда произойдет затмение… Теоремы и аксиомы непререкаемы. Капли дождя падают сверху вниз.
Если камень подбросить вверх, он все равно упадет обратно, на землю. Что тут
поделаешь – объективная реальность! Ученик не смог решить задачу – и это есть
объективная реальность. В объяснении подобных феноменов наука пока не очень-то
преуспела. К счастью, вполне достаточно
здравого смысла, чтобы предвидеть, как повлияют на способность ученика решать задачи
«двойка», долгая назидательная речь учителя, вызов родителей в школу
(продолжите можно…). Вот где поле для научного мышления, которое мы хотим
привить своим ученикам.
«Есть два желания, испытание которых может составить
истинное счастье человека,- быть полезным и иметь спокойную совесть» - было
произнесено Л.Н. Толстым.
Учатся на примерах. Ученику
интересно и важно то, о чем говорит учитель, если это интересно и важно для
самого учителя. Ученик сначала увидит, как я поступаю, а уже потом, может быть,
задумается над тем, что я говорю. И я
стала учителем, потому что у меня были прекрасные Учителя.
Учителю дан уникальный шанс –
учиться постоянно. Учиться вместе с учениками, учиться у своих учеников.
Казалось бы, из года в год – одни и те же законы. Три выпуска – и все как с таблицей умножения,
можно среди ночи поднимать с любым вопросом. Тут-то все самое интересное и
начинается. Соображаешь, что свой предмет ты освоил так, чтобы на уроке можно было мысли
от него оторвать и к ученику обратить. И за три выпуска, за тринадцать лет трёх
одинаковых уроков не будет, когда ты на уроках не только говоришь, но и
слышишь, и кажется, что начинаешь
повторяться, но нет… Ведь в речку дважды не войдешь!
Не горжусь тем, что я знаю
больше, чем мои ученики. Горжусь тем, что они знают больше меня в наш век
информационных технологий, и идут дальше по дороге жизни. Буду гордиться, когда
они пойдут дальше меня. Они идут вперед к НОВОМУ…
Обновление образования сегодня требует от
педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного
образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной
систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания
интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями
целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной
авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных,
проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой
индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых
педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Основной задачей деятельности учителя является дальнейшее
повышение методического уровня учителя, осмысление его творческого роста и профессиональной карьеры,
осуществление дифференцированного подхода к организации методической работы. Дифференциация
методической работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учителя
посредством их группировки и организации различного уровня.
Работа учителя направлена на повышение профессионального
мастерства педагога. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими
технологиями учитель получает в
методическом объединении.
В своей
практике близки и нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это
неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно
проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как
интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это
всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность
проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как
проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные
связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною
проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки,
уроки-путешествия, уроки-состязания, уроки- соревнования.
В своей
работе внедряю и здоровьесберегающие технологии. Цель
здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни. Не только научить использовать
полученные знания в повседневной жизни, но и улыбка учителя,
доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по
всем предметам!» и стараюсь этого придерживаться.
На
дополнительных занятиях и на занятиях кружка «Эрудит» учу детей не
бояться тех проблем, которые будут возникать перед ними на ГИА – 9.
Ученик уже не
тот сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь.
Я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс меняется в
соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились. Это уже не те
послушные мальчики и девочки, для которых слово учителя закон. Они стали
другими. Поэтому у учителя возникает потребность в изменении методов
преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.
В чём же моя задача?! Научить любой ценой, не жалея сил, времени и
здоровья? Пробудить желание мыслить и искать? Применять накопленный опыт
и испытывать жажду творчества? Ответы на эти вопросы диктует сама
жизнь.
Нарастающей лавиной компьютеры входят в каждый дом. Наши дети сразу стали как
минимум «профи». Часто оказывается, что в методах получения информации ученики
на голову выше преподавателей. Поэтому учителю целесообразно научить
обучающихся применять в учебном процессе накопленный опыт работы на
компьютере.
Мои инновации в образовании заключаются в применении компьютерных программ на
уроке математики. Актуальность данной инновации очевидна: детей интересует
компьютер, многие имеют хорошие навыки работы с ним, но используют его как
игрушку, в качестве развлечения. Я же хочу пробудить интерес к изучению
предмета. Хочу показать ребятам, что компьютер это не только развлечение
и, но ещё и средство обучения.
Это моя инновация в образовании. С помощью этого можно развить
математические способности и логическое мышление повысить уровень образования
учащихся, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Я всегда
помню: «Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно
зажечь». И я стремлюсь зажечь в душах обучающихся факел познания».
Я убеждена, что у меня будет
много таких мгновений, когда усталость, тревоги, бессонные ночи перекроются
радостью и гордостью за своих воспитанников, и я скажу себе : «Все-таки моя
профессия – лучшая в мире!»
«Где бы ни
был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных
ли брегах родимого ручья
Святому
братству верен я» - эти слова
принадлежат великому русскому поэту А.С. Пушкину.
Я тоже за братство, то есть за союз учителя и
ученика, и пока существует такое братство, будет и познавательная активность
учащихся, а значит и знания.
|