Понедельник, 06.05.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость

Сайт МОУ СОШ №2 г.Бугуруслана, ранее школы №10

Меню сайта
Форма входа
Интересное
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обо всем на свете
Немного рекламы

Русский язык

Методические рекомендации по написанию сочинения – рассуждения (С2.1) на лингвистическую тему, подготовленные учителем 1 квалификационной категории МОУ СОШ №2 Кутчановой Мадиной Кебеевной.
Прежде чем приступить к написанию сочинения – рассуждения (С2.1) на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать лаконичное, но информационно – ёмкое (не менее 50 слов), логично построенное сочинение. Как известно, сочинение имеет вступление (введение), основную часть и заключение. Вступление (введение). Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста. При написании вступления можно использовать следующие приёмы: - Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения – рассуждения актуальна. Например: 1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. 2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов. --Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например: 1. Почему писатель А.Югов считает, что глагол - это самая живая часть речи? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного? 2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись? ---Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме. 1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок»настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский. 2. «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - тако- во мнение писателя А. Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным. Помните, что вступление должно быть небольшим. Основная часть. При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочине- ние – рассуждение и что существуют три вида рассуждений. Рассуждение – доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения – до- казательства являются: - _вводные слова: во – первых, во – вторых; например, итак, таким образом, следовательно; - союзы: так что, поскольку, так как , если; - речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить. Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать: - слова – организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему; - слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что; - вводные слова: например, таким образом. Рассуждение – размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно – следственные отношения. Рассуждение – размышление строится , как правило, в вопросно – ответной форме. В отличие от рассуждения- доказательства и рассуждения – объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга. Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются: -вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно; - речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что. Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения: Подведение к вопросу→ тезис→доказательство тезиса→выводы. Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части. Тезис – это то, что доказывается или объясняется. В основной части обязательно приводятся аргументы. Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса. Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством слу- жит, об этом свидетельствует. Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения. Заключение. В заключении приводятся сжато сформулированные выводы. Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное, из этого следует, отсюда заключаем. Заключение должно быть небольшим. При определении его объёма руководствуйтесь формулой: введение+заключение=1/3 объёма сочинения. Учтите: - в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод; - части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации. Помните: - при написании сочинения на лингвистическую тему необходимо привести 2 примера из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование; - сочинение можно начать как фразой героя, так и собственным высказыванием; - написать работу можно от своего имени или имени героя. - объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Практическое занятие №1. Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем в словах нужны разные приставки?» Внимательно прочитаем текст. (1)На опушках лесов, по берегам рек и ручьёв прежде всех распускается и цветёт черёмуха. (2)Это очень приятное, зелёное и весёлое деревцо. (3)Оно всегда улыбается, а весною – когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают – даже смеётся.(4)Любуясь на цветущую черёмуху, сам невольно начинаешь улыбаться. (5) Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. (6)Если на ней раскрылись почки, значит, проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу. (7)Ещё я слежу весной за лягушками. (8)Когда «затурлычат» в лужах лягушки, - это значит: в самом разгаре тетеревиные и глухариные тока. (9) Когда на черёмухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов - глухариному току конец, комар в лесу появился. (10) Летом и осенью также очень хороша лесная черёмуха, осыпанная бусами чёрных ягод, похожих на вишни. (11)Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черёмуху. (12) Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи, а хозяйки пекут к праздникам пироги со сладкой черёмуховой начинкой. (И. Соколов - Микитов) 1. Прочитаем название темы сочинения и вспомним, что такое приставка. Запишем в черновике определение: «Приставка – морфема, стоящая впереди корня. Она служит для образования слов и придаёт им различные оттенки». 2. Обратим внимание на то, что в названии темы сочинения присутствует слово «разные». Значит, нам не надо доказывать, что приставка служит для образования новых слов. Достаточно доказать, что она придаёт словам различные оттенки. 3. Сформулируем тезис, который будем доказывать: «Разные приставки придают словам разные оттенки». Так как тезис для доказательства мы сформулировали самостоятельно, то для написания сочинения выберем такой вид рассуждения, как рассуждение - объяснение. 4. Найдём в тексте слова с приставками и выпишем их: распускается, покрывают, приглядываюсь, раскрылись, проснулась, потеплела и т. д. 5. Вспомним, что мы знаем о том, какие смысловые оттенки придают приставки словам. 6. Приступим к написанию вступления. Приставка - это морфема, стоящая перед корнем. Разные приставки могут придавать словам разные смысловые оттенки. 7. Напишем основную часть. Чтобы объяснить, как это происходит, обратимся к тексту: «Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов – глухариному току конец, комар в лесу появился». В этом предложении два слова имеют приставку за- . Сравнив лексическое значение слов «белеют» и «забелеют», «пахнут» и «запахнут», мы поймём, что эти глаголы отличаются друг от друга тем, что приставка за- придаёт глаголам «пахнут» и «белеют» значение начала действия, которого нет у глаголов «белеют» и «пахнут». Перечитаем шестое предложение текста. Рассмотрим, какое значение глаголу придаёт, например, приставка во- в слове вошла. Глаголы шла и вошла отличаются друг от друга тем, что приставка во- обозначает завершение действия. 8. Напишем заключение. Значит, разные приставки нам нужны в словах для того, чтобы придавать им различные смысловые оттенки. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем в словах нужны разные приставки?» Приставка - это морфема, стоящая перед корнем. Разные приставки могут придавать словам разные смысловые оттенки. Чтобы объяснить, как это происходит, обратимся к тексту: «Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов – глухариному току конец, комар в лесу появился». В этом предложении два слова имеют приставку за- . Сравнив лексическое значение слов «белеют» и «забелеют», «пахнут» и «запахнут», мы поймём, что эти глаголы отличаются друг от друга тем, что приставка за- придаёт глаголам «пахнут» и «белеют» значение начала действия, которого нет у глаголов «белеют» и «пахнут». Перечитаем шестое предложение текста. Рассмотрим, какое значение глаголу придаёт, например, приставка во- в слове вошла. Глаголы шла и вошла отличаются друг от друга тем, что приставка во- обозначает завершение действия. Значит, разные приставки нам нужны в словах для того, чтобы придавать им различные смысловые оттенки. (129слов) Желаю всем успеха! Формулировка (приблизительных) тем сочинений (С2. 1) на лингвистическую тему. 1. Зачем в словах нужны разные приставки? 2. Роль деепричастий в тексте. 3. Зачем нужны многоточия? 4. Зачем нужны запятые? 5. Нужна ли современному человеку пунктуация? 6. Корень - главная значимая часть слова. 7. Почему в конце предложения нужны разные знаки препинания? 8. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 9. С какой целью писатель использует причастия в тексте? 10. Роль имён существительных в тексте.
 
 
Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( С 2.1) Курасовой Л.И.
Характеристика задания С 2.1 Задание С 2.1 проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной деятельности. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему не предполагает каких-либо узких тем и углубленных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, может выявить ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе. Инструкция по выполнению задания С 2.1 даётся непосредственно в КИМах. Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на заданную лингвистическую тему, привести из прочитанного текста не менее двух примеров, подтверждающих положения работы. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Рекомендации для учащихся. Приступая к написанию задания С 2.1, вы должны уже знать ответ на заданный вопрос. Этот ответ может занимать различные позиции в тексте. Однако должен быть непосредственно связан с аргументами. Если ответ на вопрос вы поместили в начале сочинения, , далее должно идти обоснование того, что вы высказали; если ответ находится в конце вашей работы. То он воспринимается как вывод из предшествующих рассуждений. Кроме ответа на вопрос, необходимо привести примеры, иллюстрирующие языковое явление, которое находится в поле рассмотрения. Аргументация из текста предполагает и цитирование. Однако чрезмерное увлечение цитированием может негативно сказаться на вашей работе: текст будет восприниматься тяжелее, у читающего может создаться впечатление, что вы недостаточно компетентны в этом вопросе и не можете предъявить своих аргументов. Прежде чем преступить к работе над черновиком, для наглядности на отдельном листе составьте опору: запишите вопрос задания, ниже – ответ на него, затем под ответом запишите потому что и ниже выберите аргументы. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. 1.Внимательно прочитайте вопрос-задание. 2.Начните формулировать тезис. 3.Приступайте к доказательной базе (поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров). 4.Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису. 5.Переходите к выводу (для вывода достаточно одного предложения). Перечитайте получившееся сочинение несколько раз о обратите внимание на - соответствие теме - то, является ли ваш текст сочинением – рассуждением - абзацное членение - «мостики» - связки между его частями - точность передачи мысли - грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм; орфографию и пунктуацию). Ваш текст сочинения – рассуждения должны отличать: - наличие определённой темы; - наличие основной мысли; - смысловая и структурная связность; - композиционная стройность; - точность, богатство и выразительность речи. Сочинение должно иметь следующую структуру: 1) тезис – положение, которое надо доказать; 2) аргументы – доказательства; 3) выводы – общий итог. Тезис – главная мысль, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Тезис: «Чтение художественной литературы необходимо». Аргументы: - чтение расширяет кругозор; - чтение художественной литературы пробуждает эмоции; - Художественная литература воспитывает нас, делает нас лучше и т.д. Необходимо помнить, что формы выражения мысли в устной и письменной речи различны. Требования к письменному тексту диктуют необходимость точного выбора того или иного слова, его формы, нужной синтаксической конструкции, употребления речевого оборота, стиля и способа изложения материала в соответствии с авторским замыслом. Сочинение ученика на лингвистическую тему. Зачем нужна орфография? Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: «И зачем нужна эта орфография? Ведь и без неё слова понятны!». Оказывается не всегда. Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово «пора» можно написать так, как мы его слышим: «пара». Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание. Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!


Подготовка  к написанию сочинения- рассуждения в формате части С.
Материалы подготовлены Шалыгановой  Л . А., учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4» г. Саратова
скачать здесь


Google предлагает
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024